Антикоррупционная политика
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Акционерного общества «Тульская стоматологическая поликлиника им. Злотникова»
(АО «Стоматолог»)
- Общие положения
1.1. Антикоррупционная политика АО «Тульская стоматологическая поликлиника им. С.А. Злотникова» (далее — Организация) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Организации.
1.2. Антикоррупционная политика Организации разработана в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Методическими рекомендациями по разработке и принятию организационных мер по предупреждению коррупции от 08.11.2013 г., разработанными Министерством труда и социальной защиты РФ.
- Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики
2.1. Цели антикоррупционной политики Организации:
- предупреждение коррупции в Организации;
- обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения;
- формирование антикоррупционного сознания у работников Организации.
2.2. Задачи антикоррупционной политики Организации:
- формирование у работников понимания позиции Организации в неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- минимизация риска вовлечения работников Организации в коррупционную деятельность;
- обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения;
- мониторинг эффективности мероприятий антикоррупционной политики;
- установление обязанности работников Организации знать и соблюдать требования Антикоррупционной политики Организации, основные нормы антикоррупционного законодательства.
- Термины и определения
3.1. Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление таковой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица согласно пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
3.2. Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий согласно пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3.3. Организация- юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
3.4. Контрагент — любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
3.5. Взятка — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействий) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействиям), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
3.6. Коммерческий подкуп — незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, представление иных имущественных прав за совершение действий (бездействий) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением согласно части 1 статьи 204 Уголовного кодекса РФ.
3.7. Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.
3.8 Личная заинтересованность работника (представителя организации) — заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
- Основные принципы антикоррупционной деятельности Организации
4.1. Система мер противодействия коррупции в Организации основывается на следующих ключевых принципах:
Принцип соответствия Антикоррупционной политики Организации действующему законодательству и общепринятым нормам.
4.1.1. Антикоррупционная политика Организации соответствует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ, а также нормативным правовым актам Правительства РФ, нормативным правовым актам иных федеральных органов государственной власти, законодательству РФ, нормативным правовым актам Тульской области и иным нормативным правовым актам, применимым к Организации.
4.1.2. Принцип личного примера руководства Организации.
Ключевая роль руководства Организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
4.1.3. Принцип вовлечённости работников.
Информированность работников Организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
4.1.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Организации, его руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учётом существующих в деятельности Организации коррупционных рисков.
4.1.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение в Организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значительный результат.
4.1.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания
Неотвратимость наказания для работников Организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства Организации за реализацию Антикоррупционной политики Организации.
4.1.7. Принцип открытости работы.
Информирование контрагентов, партнёров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах работы.
4.1.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедрённых антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
- Область применения политики и круг лиц, попадающий под её действие
5.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие Антикоррупционной политики Организации, являются работники Организации, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, и на других лиц, с которыми Организация вступает в договорные отношения.
5.2. Ответственные за реализацию Антикоррупционной политики в Организации:
5.2.1. Генеральный директор Организации.
5.2.2. Главный врач Организации.
5.2.3. Главный бухгалтер Организации.
5.2.4. Заведующие отделениями Организации.
5.2.5. Юрисконсульт Организации.
5.2.6. Специалист по кадрам Организации.
- Общие обязанности работников Организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции
6.1. Воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах и от имени Организации.
6.2. Воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить, или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Организации.
6.3. Незамедлительно информировать Генерального директора или Главного врача Организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений.
6.4. Незамедлительно информировать Генерального директора или Главного врача Организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Организации или иными лицами.
6.5. Сообщить Генеральному директору или Главному врачу Организации о возможности возникновения либо возникшем у работника Организации конфликте интересов.
- Специальные обязанности работников Организации в связи с предупреждением противодействием коррупции
7.1. Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в Организации — Генерального директора Организации; Главного врача Организации; работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.
7.2. Как общие, так и специальные обязанности включаются в должностные инструкции работников. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в должностной инструкции работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, за совершение неправомерных действий, повлёкших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
7.3. В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо чётко регламентировать процедуры их соблюдения. Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений закрепляется в локальном нормативном акте Организации.
- Консультирование и обучение работников Организации
8.1. При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции учитываются цели и задачи обучения, категории обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.
8.2. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводиться по следующей тематике:
- коррупция в государственном и частном секторе экономики;
- юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
- ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами Организации по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности Организации;
- выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей;
- поведение в ситуации коррупционного риска, в частности случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных, муниципальных и иных организаций;
- взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
8.3. При организации обучения учитывается категория обучаемых лиц. Стандартно выделяются следующие группы обучаемых: лица, ответственные за противодействие коррупции в Организации; руководящие работники; иные работники Организации.
В зависимости от времени проведения выделяются следующие виды обучения:
- обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приёма на работу;
- обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- периодическое обучение работников Организации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;
- дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которой является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.
8.4. Консультирование по вопросам противодействия коррупции осуществляется в индивидуальном порядке. В этом случае определяются лица Организации, ответственные за проведение такого консультирования. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном порядке.
- Внутренний контроль и аудит
9.1. Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций.
9.2. Система внутреннего контроля и аудита Организации способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Организации. При этом реализуется задача системы внутреннего контроля и аудита — обеспечение надёжности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности Организации и обеспечение соответствия деятельности Организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов Организации. Для этого система внутреннего контроля и аудит должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой Организацией, в том числе:
- проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
- контроль документирования операций хозяйственной деятельности Организации;
- проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
9.3. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности, прежде всего, связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчётности Организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчётности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учётных документов, исправлений в документах и отчётности, уничтожения документов и отчётности ранее установленного срока и т.д.
9.4. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств — индикаторов неправомерных действий, например:
- оплата услуг, характер которых не определён либо вызывает сомнения;
- предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
- выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для Организации или плату для данного вида услуг;
- закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
- сомнительные платежи наличными.
- Профилактика коррупции
10.1. Профилактика коррупции в Организации осуществляется путём применения следующих основных мер:
10.1.1. Формирование в Организации нетерпимости к коррупционному поведению.
Особое внимание уделяется формированию высокого правосознания и правовой культуры работников.
Антикоррупционная направленность правового формирования основана на повышении у работников позитивного отношения к праву и его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формированию гражданской позиции в отношении коррупции, негативного отношения к коррупционным проявлениям, представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.
- Ответственность работников
11.1. Каждый работник при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под подпись с Антикоррупционной политикой Организации и локальными нормативными актами, касающимися противодействия коррупции, изданными в Организации, и соблюдать принципы и требования данных документов.
11.2. Работники Организации, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ, за несоблюдение принципов и требований Антикоррупционной политики Организации.
- Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику Организации
12.1. В процессе работы должен осуществляться регулярный мониторинг хода и эффективности реализации Антикоррупционной политики, а также выявленных фактов коррупции и способов их устранения.
12.2. Основными направлениями антикоррупционной экспертизы являются:
- изучение мнения трудового коллектива о состоянии коррупции в Организации и эффективности принимаемых антикоррупционных мер;
- изучение и анализ принимаемых в Организации мер по противодействию коррупции;
- анализ публикаций о коррупции в средствах массовой информации;
Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, в антикоррупционную политику вносятся изменения и дополнения.
12.3. Пересмотр принятой антикоррупционной политики может проводиться и в иных случаях, таких как внесение изменений в Трудовой кодекс РФ и законодательство о противодействии коррупции, а также по представлению предложений лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики Организации.
скачать |